Коучинг в Гештальт-подходе

Наша базовая методология — Гештальт-подход. Прокомментируем основные элементы Гештальт-подхода, на которых строятся принципы коучинговой практики в культуре ВЕГИ.

  1. Трезвый экзистенциальный оптимизм.

«Жить так, чтобы делать каждый шаг вперёд, как будто ты знаешь, что там, впереди, тебя встретит твердь, зная наверняка, что никаких гарантий найти опору на самом деле нет» — писал Сёрен Кьеркегор. Это изречение «чёрного» европейского экзистенциалиста определяет станс коуча в Гештальт-подходе.

  1. Организмическая Саморегуляция + осознанность + эксперимент.

Мы верим в Организмическую Саморегуляцию (OSR), запускаемую при возникновении осознанности (awareness) в системе. Возникновение осознанности способствует возрастанию энергии и действиям в интересах удовлетворения насущных потребностей. В реальной коучинговой практике каждый «квант» осознанности отрабатывается клиентом в эксперименте, направленном на тестирование оптимальных способов удовлетворения потребностей (Ф.Перлз, П.Гудман, Э.Невис).

Построение индивидуальной сессии с клиентом. Часть 1. Константин Павлов.
  1. Минимализация управленческого воздействия.

Минимизируя управленческие воздействия (А.В.Суворов), сознательно убирая экспертность из нашей работы в пользу процессного сопровождения, мы создаём оптимальные условия для стимулирования саморазвития и творческой активности системы-клиента.

  1. Феноменология.

Гештальт-коуч видит основным своим инструментом неинтерпретативную (феноменологическую) интервенцию (Ф.Брентано, Э.Гуссерль, В.Ван Де Риет). Такая интервенция, основанная на неопровержимом, очевидном наблюдении (вижу, слышу, чувствую), имеющая отношение к ключевому процессу в системе-клиенте, точнее и глубже всего «проникает» в систему, преодолевая примитивные механизмы сопротивления.

  1. Теория Поля (работа с ситуацией).

Мы принципиальным образом изучаем ситуацию клиента как единое целое, в котором неразрывно связаны собственно клиент и то, что принято называть полем, в котором разворачиваются процессы клиента. Ключевые фокусы внимания клиента — фигуры, взаимодействуя с фрагментами жизненного «фона», на котором разворачивается процесс клиента, порождают уникальные смыслы, окрашенные чувственным опытом (К.Левин, М.Парлетт).

  1. Твёрдость, ясность, открытость.

Опорные рабочие качества Гештальт-коуча (по К.В.Павлову).

  1. Оптимальность функционирования системы в каждый момент времени.

Изучая особенности системы-клиента, мы верим, что система функционирует оптимально в каждый момент времени (не взирая на то, что клиент часто неочевидно согласен с подобным допущением!). Важным поисковым ориентиром в данном случае является исследование тех полевых факторов, сил, потребностей и пр. в системе, которые поддерживают данный гомеостаз и в свою очередь поддерживаются именно этим специфическим эквилибриумом (А.Бейссер).

  1. Работа с сопротивлением + landing.

Существенное значение в техническом плане имеет способность Гештальт-коуча использовать возникающее сопротивление как приглашение к контакту со стороны системы-клиента (Д.Мелник, К.Брокмон). Мастерство «приземления» (landing) интервенции — особый технический навык, позволяющий делать каждую интервенцию максимально эффективной.

  1. Ясность по границам (контрактинг).

Ясность заключаемого с клиентом контракта рассматривается в нашей работе как один из ключевых элементов, в котором зачастую уже разворачиваются важнейшие для клиента процессы.

  1. Педагогика чувств.

Учитывая факт преимущественного использования бизнес-коучинга в индустриальных сообществах, где доминирующей культурой является рационализм, мы считаем принципиально важным моментом обучение системы-клиента основам эмоциональной гигиены, обращаем внимание на важность вотелеснивания (embodying) и экологии чувств в принятии и реализации управленческих решений.

Построение индивидуальной сессии с клиентом. Часть 2. Константин Павлов.

Сложный случай. Комментарий Константина Витальевича Павлова:

«Мой Клиент, мужчина 49 лет, входивший в топ-5 команду управленцев глобальной компании (60 000 сотрудников), в связи с новым назначением на позицию вице-президента компании по экологии (сфера, непосредственно связанная со спецификой деятельности компании) вынужден был переехать на другой континент и принципиально сменить род деятельности (прежде руководил производством). В течение двух лет работы в обстоятельствах высочайшей неопределённости и стресса (бизнес развивается на сжимающемся до схлопывания рынке) клиент утратил уверенность в себе и способность самостоятельно оценивать собственную деятельность. Дошло до того, что он, прежде бывший очень открытым и смелым человеком, стал бояться запрашивать обратную связь от подчинённых и руководителей, ожидая «заслуженно» негативной оценки. Возможность быть уволенным повергала его в ужас — вся профессиональная жизнь была связана с данной компанией.

Максимальным вызовом для меня было — безоценочно, с применением принципа минимизации управленческого воздействия, сопровождать и поддерживать клиента в момент принятия решения о том, чтобы взять годичный отпуск. Экзистенциальный характер переживаний в течение данного года, пересмотр всей системы жизненных ценностей, выход в отношения с родителями — всё требовало максимальной стойкости и безоценочности от меня. Когда же по истечении года выяснилось, что прежний работодатель, вопреки достигнутым договорённостям, более не готов принять моего клиента на прежнюю должность, — это породило очередной виток «заглубления» в работе.

Неотступное следование принципам Гештальт-коучинга позволило мне помочь клиенту (крайне чувствительному, гордому и ранимому человеку) оставаться способным к получению помощи в столь щепетильные моменты своей жизни. В настоящее время (полтора года после возвращения из отпуска) клиент вошёл в Совет Директоров сопоставимой по масштабу глобальной компании (50 000 сотрудников). Сегодня он занимается выстраиванием системы оперативного управления».

Обсуждение закрыто.