В данном разделе представлен список вопросов к теоретической части экзамена на КС «Гештальт-практик» (II—III Ступени), принятый в НОУ ДПО «ВЕГИ».
Данный список вопросов примерный, до 20% вопросов — не известны. На 4 вопроса дается 4 часа письменного ответа без использования каких бы то ни было источников информации.
Общая теория Гештальт-подхода
- Опишите механизмы изменений, постулированные в теории гештальт-терапии, и то, как они функционируют.
- Обсудите постоянство структуры характера с позиций теории гештальт-терапии.
- Теория Self. Приведите примеры применения в практике.
- Конфлюэнция считается базисом всех аномалий, связанных с нарушением границ эго. Приведите случай, который подтверждает или опровергает это утверждение.
- Перлз видел проекцию как нечто, имеющее предысторию, которая важна для ее разрешения. Пожалуйста, детализируйте, особенно то, что касается конфлюэнции и интроекции.
- Как гештальтист Вы вполне можете к настоящему времени быть готовы внести нечто новое в гештальт-теорию. Пожалуйста, обсудите вклад, который Вы чувствуете себя готовым сделать или идеи, которые еще только зарождаются.
- Теория поля, диалогический процесс, феноменология — это три важных столпа, на которых держится гештальт-терапия. Пожалуйста, дайте им определение, скажите, что является важным в каждом из них, и затем покажите, как они взаимосвязаны и интегрированы.
- Каково значение теории поля для осуществления психотерапии? Как она влияет на то, что Вы делаете?
- Дайте определение понятию «тупика» в гештальт-терапии. Почему оно так важно? Как оно взаимосвязано с психопатологией, ростом и зрелостью? Как Вы распознаете пациента пребывающего в «тупике» и как Вы будете работать с ним?
- Модель «Формирование и разрушение гештальтов» — один из возможных способов описания процесса клиента. Прокомментируйте эту и прочие, известные Вам модели анализа психотерапевтического случая.
- Понятие процесса в гештальт-терапии. Зачем задумываться о процессе? Как соотносятся клиент-ориентированные, процесс-ориентированные и результат-ориентированные практики в психотерапевтическом поле?
- Говорят, что осознанность (awareness) — методология и одновременно — конечный результат гештальт-терапевтической работы. А как же «помощь», «изменение», «исцеление», «катарсис» или «принятие решения»? Прокомментируйте, пожалуйста.
- Понятие о супервизии и интервидении в гештальт-терапии. Виды и формы супервизии. Модель Риты Резник и Лив Эструп. «Колесо супервизии».
- Феноменология. История, родоначальники, философская и клиническая сущность, перспективы. Что лично Вам мешает быть абсолютным, «рафинированным» феноменологом.
- Диалог. Прокомментируйте, пожалуйста, основные положения теории Диалога. Обсудите особенности применения данного положения в клинической практике. Какие сложности в реализации Диалога Вам известны?
- Один из классиков Гештальта назвал гештальт-терапию «клинической феноменологией». Прокомментируйте, пожалуйста, как Вы это понимаете?
- Гештальт-терапия является учением и практикой, способной использовать технические средства из прочих методов психотерапии. Что Вы думаете на этот счет?
- Теория поля и современная модель мира. Почему именно теорию поля большинство гештальтистов в мире считают наиболее яркой отличительной чертой гештальт-терапии?
- Фредерик Соломон Перлз, родоначальник метода, говорил, что «гештальт-терапия слишком хороша, чтобы ее использовать только в работе с больными людьми». Некоторые современные психиатры считают, что гештальт-терапия пригодна только для работы со здоровыми. Что Вы думаете на этот счет?
- Понятие «организм» в Гештальте существенным образом отличается от понятия «организма» в биологии. Каким именно образом?
- Прокомментируйте понятия «перенос» и «контрперенос» с позиций Гештальта.
- Что может и чего не может сделать в своей работе гештальт-терапевт? Что лично Вы предлагаете (продаете) клиентам?
- Обсудите современную концепцию самоподдержки с позиций гештальт-терапии. Различия в тактиках работы с клиентами/пациентами из «красной», «синей» и «зеленой» зон континуума самоподдержки.
- Что Роберт Резник имел в виду, когда в одноименной статье называл «Цыплячий суп — ядом»? Прокомментируйте, пожалуйста.
- Какие основные трудности возникают у практикующего гештальт-терапевта при попытке быть «диалогичным» и при попытке «не потерять клиента»?
- Стилевые различия Парижской Школы Гештальта, GATLA и Кливлендской Модели.
- Понятие «эксперимент» в гештальт-терапии. Место и роль эксперимента в клинической гештальт-сессии.
- Концепция переноса и ее использование в Гештальте и психоанализе: сходство и различие.
- Говорят, что «порожденный» в 40-е годы XX века в недрах психоанализа, Гештальт за последние 20 лет существенно «сблизился» в понимании методологии и тактики работы с психоанализом. Согласны ли Вы с данной точкой зрения? Что, на Ваш взгляд, наиболее значимым образом характеризует динамику развития основных психотерапевтических методов в наше время?
- Гештальт в организационном консультировании, коучинге, организационном развитии. Обсудите основные сходства и отличия с применением Гештальта в клинической практике.
- Проведите сравнительный анализ концепций «инсайта» и «осознанности».
- Прокомментируйте психотерапевтические методы, технические и идеологические элементы которых легли в основу теории и практики гештальт-терапии.
- Заключение психотерапевтического контракта. Суть понятия, виды контрактов.
- «Фигура и фон», «граница-контакт», «теория поля», «теория Self», «механизмы сопротивления». Опишите цикл контакта, используя эти конструкты.
- Опишите динамику группы, используя категории и логику цикла контакта. Какова феноменология, приведите примеры.
- Информационные технологии развиваются. Как вы относитесь к гештальт-терапии по скайпу? Ваши обоснования «за» и «против».
- Инструменты и техники гештальт-терапии. Перечислите и систематизируйте их. Приведите систематизацию техник гештальт-терапии Клаудио Наранхо.
- Опишите гештальтистские категории «граница» и «контакт» в контексте терапевтических отношений клиент—терапевт. Как вы используете эти категории в своих отношениях с клиентом для обеспечения терапевтичности процесса.
- Расскажите об особенностях работы в гештальт-подходе со сновидениями и фантазиями. Каков гештальтистский взгляд на природу и содержание образов сновидений? В каких случаях вы предлагаете клиенту работу со сновидениями? Каковы фокусы вашего внимания при работе со сновидениями и фантазиями, какие приемы вы используете?
Гештальт в клинической практике
- Как в теории гештальт-терапии объясняют развитие психосоматических расстройств? Каковы основные стратегии работы?
- Как Вы, как гештальт-терапевт, обходитесь с тревогой? Как бы Вы изменили лечение, если бы работать пришлось с посттравматическим стрессом?
- Нарциссический процесс. Его особенности. Отношение к терапевту при нарциссизме. Как будут различаться диалогические аспекты Вашего поведения как терапевта в работе с нарциссически-организованной личностью и обсессивным клиентом?
- Периодически приходится слышать, что гештальт-терапия не подходит для лечения психотических расстройств. Согласны ли Вы с этим? Почему? Как Вы будете работать с клиентом психотического уровня организации личности и с клиентом, обнаруживающим признаки психотического расстройства, как гештальт-терапевт, если вы согласны с тем, что это возможно?
- Обсудите феноменологию обссесивно-компульсивного расстройства и техники работы с интроектами.
- Прокомментируйте основные стратегии работы с зависимостями в гештальт-терапии?
- Как Вы представляете себе различия стратегии гештальт-терапевта при работе с невротическими, пограничными, и психотическими расстройствами?
- Гештальт и клиническая психиатрия. Сходства и различия в методологии, в отношении к интервенциям, в тактиках работы с клиентом/пациентом. Понятие о клиент-терапевтических отношениях на примере сравнения практики гештальт-терапии и психиатрии.
- Малкольм Парлетт пишет, что «не существует специальной гештальт-терапии для работы с лицами, страдающими нервной анорексией». Что Вы думаете относительно перспективности выработки специфических моделей гештальт-терапии при работе с лицами, страдающими разнообразными психическими и психосоматическими расстройствами?
- Гештальт-терапия в работе с клиентами, страдающими разными формами депрессий.
- Стратегии работы гештальт-терапевта с тревожно-фобическими расстройствами (агорафобия, паническое расстройство).
Гештальт и прочие консультационно-терапевтические направления
- Идеи философской феноменологии (происходящие от Ф.Брентано) являются важными корнями гештальт-терапии и психоанализа. Пожалуйста, проследите эти корни, объясняя, в чем гештальт-терапия и психоанализ похожи и в чем они различаются.
- Проведите сравнительный анализ теорий изменения в психоанализе, поведенческой психотерапии и гештальт-терапии.
- Обсудите, что составляет теорию человеческого развития или личности в сравнении с тем, что составляет теорию терапии или лечения. Как они взаимосвязаны и как они отличаются друг от друга?
- Коротко опишите (и выделите отличия) философию, методологию и технологию гештальт-терапии.
- Обсудите парадоксальную теорию изменений с точки зрения философии дзен, с феноменологических, диалогичных, бихевиористских точек зрения, с точки зрения группы встреч и с точки зрения классических психоаналитических воззрений.
- Прокомментируйте, пожалуйста, сходства и различия гештальт-терапии, психодрамы и семейной расстановки по Берту Хеллингеру.
- Говорят, что основными развивающимися формами психотерапии, доказавшими собственную жизнеспособность, в настоящее время являются динамическая терапия, когнитивно-поведенческий подход и гештальт-терапия. Что Вы думаете на сей счет?
- Этика психотерапии. Прокомментируйте, пожалуйста, Ваше понимание этических ограничений в психотерапии. Обоснуйте свой выбор этических принципов.
Гештальт в работе с организациями
- Гештальт в организационном консультировании и Организационном Развитии. Основные сферы, формы и методы применения гештальт-принципов на практике при работе с организациями.
- Приведите аргументы «ЗА» применимость принципов Гештальта к функционированию организаций. Как бы Вы описали нарушения функционирования организации с помощью гештальтистских категорий. Какие, на Ваш взгляд, в связи с этим могут быть подходы и стратегии работы с организацией? Какие Вы видите ограничения применения Гештальта в работе с организациями?
- Какие инструменты гештальт-подхода можно эффективно применять в работе с организацией?
- Опишите концепцию развития в гештальт-подходе. Как именно она применяется в работе с индивидуальными клиентами? Как вы можете ее использовать в развитии организаций?
Гештальт в работе с группами
- Опишите современные формы проведения гештальт-групп, прокомментируйте роль ведущего.
- Некоторые люди говорят, что гештальт-терапия в группах — это практика индивидуальной работы, где группа и взаимоотношения играют только роль фона. Обсудите свое согласие или несогласие и укажите, на какие теоретические принципы оно опирается и каким образом.
- Методология работы с группой в гештальт-подходе. Типы, динамика, модели.
- В каких случаях Вы бы рекомендовали клиенту курс индивидуальной гештальт-терапии, а в каких — групповой? Обоснуйте.
- Вопрос о взаимоотношениях групповой динамики с динамикой индивидуальных терапевтических изменений участников группы послужил в свое время предметом дискуссий представителей различных направлений в психотерапии. Как вы отвечаете на вопрос о том, является ли групповая динамика «положительным терапевтическим фактором» или нет? Если «да», то как именно связаны отдельные стадии и фазы группового процесса с терапевтической динамикой отдельных участников? Каковы механизмы влияния групповой динамики на индивидуальные терапевтические достижения участников группы?
- Шеринг в гештальт-группах: виды, роль, которую он играет в разных моделях групп, его смысл для ведущего, участников, группы в целом.
- Прокомментируйте свое понимание различных форм групповой работы (групповая психотерапия, индивидуальная психотерапия в группе, психотерапия группы, групп-анализ).
- Влияние теории систем на развитие современного гештальт-подхода в работе с группами. Кливлендская модель.
- Представления гештальтистов о групповой динамике. Особые фокусы внимания на каждой фазе развития группы. Уровни и виды интервенций, основания их выбора ведущим.
- Интерактивные групповые эксперименты в Гештальте, их организация, темы, отличие от групповых упражнений.
- Каковы Ваши представления о фазах развития групповой динамики и о различиях роли ведущего в каждой фазе.
Гештальт в работе с детьми и семьей
- Пары нередко демонстрируют проблемы, связанные с понятиями «изоляции» и «конфлюэнции». Детализируйте процессы, которые Вы наблюдали и обсудите такие понятия как контакт, отдаление и поддержка.
- Принципы и техники работы с семьей и парой в гештальт-терапии. Сходство и различие с психоаналитической и системной семейной терапией.
- Ключевой инструмент гештальт-терапии — осознанность. Насколько он применим к работе с детьми? Опишите механизмы изменений при работе в гештальт-подходе с детьми.
- Особенности работы в гештальт-подходе с детской агрессивностью. Принципы, техники.
- Особенности работы в гештальт-подходе с детскими страхами. Принципы, техники.
- Опишите свое видение работы в гештальт-подходе с утратами. Каковы особенности при работе в этой теме с семьей, детьми.
Гештальт и Реконструкция Качества Жизни
- Основные положения Реконструкции Качества Жизни. Почему, на Ваш взгляд, важно создание новой мета-теоретической модели?
- Как Вы понимаете суть понятия «качество жизни»? Какие составляющие оценки качества жизни Вы могли бы предложить?
- В какой из зон континуума самоподдержки (красная, синяя, зеленая) Вы работаете? Почему? Как изменится (если изменится) данная ситуация для Вас через 15 лет?
- Обсудите, пожалуйста, границы применимости парадоксальной теории изменений Арнольда Бейссера с позиций Реконструкции Качества Жизни. Как, на Ваш взгляд, могут изменяться области практического применения гештальт-подхода в обозримом будущем (через 20 лет)?