Список вопросов к Экзамену

В данном разделе представлен список вопросов к теоретической части экзамена на КС «Гештальт-практик» (II—III Ступени), принятый в НОУ ДПО «ВЕГИ».

Данный список вопросов примерный, до 20% вопросов — не известны. На 4 вопроса дается 4 часа письменного ответа без использования каких бы то ни было источников информации.

Общая теория Гештальт-подхода

  1. Опишите механизмы изменений, постулированные в теории гештальт-терапии, и то, как они функционируют.
  2. Обсудите постоянство структуры характера с позиций теории гештальт-терапии.
  3. Теория Self. Приведите примеры применения в практике.
  4. Конфлюэнция считается базисом  всех аномалий, связанных с нарушением границ эго. Приведите случай, который подтверждает или опровергает это утверждение.
  5. Перлз видел проекцию как нечто, имеющее предысторию, которая важна для ее разрешения. Пожалуйста, детализируйте, особенно то, что касается  конфлюэнции и интроекции.
  6. Как гештальтист Вы вполне можете к настоящему времени быть готовы внести  нечто новое в гештальт-теорию. Пожалуйста, обсудите вклад, который Вы чувствуете себя готовым сделать или идеи, которые еще только зарождаются.
  7. Теория поля, диалогический процесс, феноменология — это три важных столпа, на которых держится  гештальт-терапия. Пожалуйста, дайте им определение, скажите, что является важным в каждом из них, и затем покажите, как они взаимосвязаны и интегрированы.
  8. Каково значение теории поля для осуществления психотерапии? Как она влияет на то, что Вы делаете?
  9. Дайте определение понятию «тупика» в гештальт-терапии. Почему оно так важно? Как оно взаимосвязано с психопатологией, ростом и зрелостью? Как Вы распознаете пациента пребывающего в «тупике» и как Вы будете работать с ним?
  10. Модель «Формирование и разрушение гештальтов» — один из возможных способов описания процесса клиента. Прокомментируйте эту и прочие, известные Вам модели анализа психотерапевтического случая.
  11. Понятие процесса в гештальт-терапии. Зачем задумываться о процессе? Как соотносятся клиент-ориентированные, процесс-ориентированные и результат-ориентированные практики в психотерапевтическом поле?
  12. Говорят, что осознанность (awareness) — методология и одновременно — конечный результат гештальт-терапевтической работы. А как же «помощь», «изменение», «исцеление», «катарсис» или «принятие решения»? Прокомментируйте, пожалуйста.
  13. Понятие о супервизии и интервидении в гештальт-терапии. Виды и формы супервизии. Модель Риты Резник и Лив Эструп. «Колесо супервизии».
  14. Феноменология. История, родоначальники, философская и клиническая сущность, перспективы. Что лично Вам мешает быть абсолютным, «рафинированным» феноменологом.
  15. Диалог. Прокомментируйте, пожалуйста, основные положения теории Диалога. Обсудите особенности применения данного положения в клинической практике. Какие сложности в реализации Диалога Вам известны?
  16. Один из классиков Гештальта назвал гештальт-терапию «клинической феноменологией». Прокомментируйте, пожалуйста, как Вы это понимаете?
  17. Гештальт-терапия является учением и практикой, способной использовать технические средства из прочих методов психотерапии. Что Вы думаете на этот счет?
  18. Теория поля и современная модель мира. Почему именно теорию поля большинство гештальтистов в мире считают наиболее яркой отличительной чертой гештальт-терапии?
  19. Фредерик Соломон Перлз, родоначальник метода, говорил, что «гештальт-терапия слишком хороша, чтобы ее использовать только в работе с больными людьми». Некоторые современные психиатры считают, что гештальт-терапия пригодна только для работы со здоровыми. Что Вы думаете на этот счет?
  20. Понятие «организм» в Гештальте существенным образом отличается от понятия «организма» в биологии. Каким именно образом?
  21. Прокомментируйте понятия «перенос» и «контрперенос» с позиций Гештальта.
  22. Что может и чего не может сделать в своей работе гештальт-терапевт? Что лично Вы предлагаете (продаете) клиентам?
  23. Обсудите современную концепцию самоподдержки с позиций гештальт-терапии. Различия в тактиках работы с клиентами/пациентами из «красной», «синей» и «зеленой» зон континуума самоподдержки.
  24. Что Роберт Резник имел в виду, когда в одноименной статье называл «Цыплячий суп — ядом»? Прокомментируйте, пожалуйста.
  25. Какие основные трудности возникают у практикующего гештальт-терапевта при попытке быть «диалогичным» и при попытке «не потерять клиента»?
  26. Стилевые различия Парижской Школы Гештальта, GATLA и Кливлендской Модели.
  27. Понятие «эксперимент» в гештальт-терапии. Место и роль эксперимента в клинической гештальт-сессии.
  28. Концепция переноса и ее использование в Гештальте и психоанализе: сходство и различие.
  29. Говорят, что «порожденный» в 40-е годы XX века в недрах психоанализа, Гештальт за последние 20 лет существенно «сблизился» в понимании методологии и тактики работы с психоанализом. Согласны ли Вы с данной точкой зрения? Что, на Ваш взгляд, наиболее значимым образом характеризует динамику развития основных психотерапевтических методов в наше время?
  30. Гештальт в организационном консультировании, коучинге, организационном развитии. Обсудите основные сходства и отличия с применением Гештальта в клинической практике.
  31. Проведите сравнительный анализ концепций «инсайта» и «осознанности».
  32. Прокомментируйте психотерапевтические методы, технические и идеологические элементы которых легли в основу теории и практики гештальт-терапии.
  33. Заключение психотерапевтического контракта. Суть понятия, виды контрактов.
  34. «Фигура и фон», «граница-контакт», «теория поля», «теория Self», «механизмы сопротивления». Опишите цикл контакта,  используя эти конструкты.
  35. Опишите динамику группы, используя категории и логику цикла контакта. Какова феноменология, приведите примеры.
  36. Информационные технологии развиваются. Как вы относитесь к гештальт-терапии по скайпу? Ваши обоснования «за» и «против».
  37. Инструменты и техники гештальт-терапии. Перечислите и систематизируйте их. Приведите систематизацию техник гештальт-терапии Клаудио Наранхо.
  38. Опишите гештальтистские категории «граница» и «контакт» в контексте терапевтических отношений клиент—терапевт. Как вы используете эти категории в своих отношениях с клиентом для обеспечения терапевтичности процесса.
  39. Расскажите об особенностях работы в гештальт-подходе со сновидениями и фантазиями. Каков гештальтистский взгляд на природу и содержание образов сновидений? В каких случаях вы предлагаете клиенту работу со сновидениями? Каковы фокусы вашего внимания при работе со сновидениями и фантазиями, какие приемы вы используете? 

Гештальт в клинической практике

  1. Как в теории гештальт-терапии объясняют развитие психосоматических расстройств? Каковы основные стратегии работы?
  2. Как Вы, как гештальт-терапевт, обходитесь с тревогой? Как бы Вы изменили лечение, если бы работать пришлось с посттравматическим стрессом?
  3. Нарциссический процесс. Его особенности. Отношение к терапевту при нарциссизме. Как будут различаться диалогические аспекты Вашего поведения как терапевта в работе с нарциссически-организованной личностью и обсессивным клиентом?
  4. Периодически приходится слышать, что гештальт-терапия не подходит для лечения психотических расстройств. Согласны ли Вы с этим? Почему? Как Вы будете работать с клиентом психотического уровня организации личности и с клиентом, обнаруживающим признаки психотического расстройства, как гештальт-терапевт, если вы согласны с тем, что это возможно?
  5. Обсудите феноменологию обссесивно-компульсивного расстройства и техники работы с интроектами.
  6. Прокомментируйте основные стратегии работы с зависимостями в гештальт-терапии?
  7. Как Вы представляете себе различия  стратегии гештальт-терапевта при работе с невротическими, пограничными, и психотическими расстройствами?
  8. Гештальт и клиническая психиатрия. Сходства и различия в методологии, в отношении к интервенциям, в тактиках работы с клиентом/пациентом. Понятие о клиент-терапевтических отношениях на примере сравнения практики гештальт-терапии и психиатрии.
  9. Малкольм Парлетт пишет, что «не существует специальной гештальт-терапии для работы с лицами, страдающими нервной анорексией». Что Вы думаете относительно перспективности выработки специфических моделей гештальт-терапии при работе с лицами, страдающими разнообразными психическими и психосоматическими расстройствами?
  10. Гештальт-терапия в работе с клиентами, страдающими разными формами депрессий.
  11. Стратегии работы гештальт-терапевта с тревожно-фобическими расстройствами (агорафобия, паническое расстройство).

Гештальт и прочие консультационно-терапевтические направления

  1. Идеи философской феноменологии (происходящие от Ф.Брентано) являются важными корнями гештальт-терапии и психоанализа. Пожалуйста, проследите эти корни, объясняя, в чем гештальт-терапия и психоанализ похожи и в чем они различаются.
  2. Проведите сравнительный анализ теорий изменения в психоанализе, поведенческой психотерапии и гештальт-терапии.
  3. Обсудите, что составляет теорию человеческого развития или личности в сравнении с тем, что составляет теорию терапии или лечения. Как они взаимосвязаны и как они отличаются друг от друга?
  4. Коротко опишите (и выделите отличия) философию, методологию и технологию гештальт-терапии.
  5. Обсудите парадоксальную теорию изменений с точки зрения философии дзен, с феноменологических, диалогичных, бихевиористских точек зрения, с точки зрения группы встреч и с точки зрения классических психоаналитических воззрений.
  6. Прокомментируйте, пожалуйста, сходства и различия гештальт-терапии, психодрамы и семейной расстановки по Берту Хеллингеру.
  7. Говорят, что основными развивающимися формами психотерапии, доказавшими собственную жизнеспособность, в настоящее время являются динамическая терапия, когнитивно-поведенческий подход и гештальт-терапия. Что Вы думаете на сей счет?
  8. Этика психотерапии. Прокомментируйте, пожалуйста, Ваше понимание этических ограничений в психотерапии. Обоснуйте свой выбор этических принципов.

Гештальт в работе с организациями

  1. Гештальт в организационном консультировании и Организационном Развитии. Основные сферы, формы и методы применения гештальт-принципов на практике при работе с организациями.
  2. Приведите аргументы «ЗА» применимость принципов Гештальта к функционированию организаций. Как бы Вы описали нарушения функционирования организации с помощью гештальтистских категорий. Какие, на Ваш взгляд,  в связи с этим могут быть подходы и стратегии работы с организацией? Какие Вы видите ограничения применения Гештальта в работе с организациями?
  3. Какие инструменты гештальт-подхода можно эффективно применять в работе с организацией?
  4. Опишите концепцию развития в гештальт-подходе. Как именно она применяется в работе с индивидуальными клиентами? Как вы можете ее использовать в развитии организаций?

Гештальт в работе с группами

  1. Опишите современные формы проведения гештальт-групп, прокомментируйте роль ведущего.
  2. Некоторые люди говорят, что гештальт-терапия в группах — это практика индивидуальной работы, где группа и взаимоотношения играют только роль фона. Обсудите свое согласие или несогласие и укажите, на какие теоретические принципы оно опирается и каким образом.
  3. Методология работы с группой в гештальт-подходе. Типы, динамика, модели.
  4. В каких случаях Вы бы рекомендовали клиенту курс индивидуальной гештальт-терапии, а в каких — групповой? Обоснуйте.
  5. Вопрос о взаимоотношениях групповой динамики с динамикой индивидуальных терапевтических изменений участников группы послужил в свое время предметом дискуссий представителей различных направлений в психотерапии. Как вы отвечаете на вопрос о том, является ли групповая динамика «положительным терапевтическим фактором» или нет? Если «да», то как именно связаны отдельные стадии и фазы группового процесса с терапевтической динамикой отдельных участников? Каковы механизмы влияния групповой динамики на индивидуальные терапевтические достижения участников группы?
  6. Шеринг в гештальт-группах: виды, роль, которую он играет в разных моделях групп, его смысл для ведущего, участников, группы в целом.
  7. Прокомментируйте свое понимание различных форм групповой работы (групповая психотерапия, индивидуальная психотерапия в группе, психотерапия группы, групп-анализ).
  8. Влияние теории систем на развитие современного гештальт-подхода в работе с группами. Кливлендская модель.
  9. Представления гештальтистов о групповой динамике. Особые фокусы внимания на каждой фазе развития группы. Уровни и виды интервенций, основания их выбора ведущим.
  10. Интерактивные групповые эксперименты в Гештальте, их организация, темы, отличие от групповых упражнений.
  11. Каковы Ваши представления о фазах развития групповой динамики и о различиях роли ведущего в каждой фазе.

Гештальт в работе с детьми и семьей

  1. Пары нередко демонстрируют проблемы, связанные с понятиями «изоляции» и «конфлюэнции». Детализируйте процессы, которые Вы наблюдали и обсудите такие понятия как контакт, отдаление и поддержка.
  2. Принципы и техники работы с семьей и парой в гештальт-терапии. Сходство и различие с психоаналитической и системной семейной терапией.
  3. Ключевой инструмент гештальт-терапии — осознанность. Насколько он применим к работе с детьми? Опишите механизмы изменений при работе в гештальт-подходе с детьми.
  4. Особенности работы в гештальт-подходе с детской агрессивностью. Принципы, техники.
  5. Особенности работы в гештальт-подходе с детскими страхами. Принципы, техники.
  6. Опишите свое видение работы в гештальт-подходе с утратами. Каковы особенности при работе в этой теме с семьей, детьми.

Гештальт и Реконструкция Качества Жизни

  1. Основные положения Реконструкции Качества Жизни. Почему, на Ваш взгляд, важно создание новой мета-теоретической модели?
  2. Как Вы понимаете суть понятия «качество жизни»? Какие составляющие оценки качества жизни Вы могли бы предложить?
  3. В какой из зон континуума самоподдержки (красная, синяя, зеленая) Вы работаете? Почему? Как изменится (если изменится) данная ситуация для Вас через 15 лет?
  4. Обсудите, пожалуйста, границы применимости парадоксальной теории изменений Арнольда Бейссера с позиций Реконструкции Качества Жизни. Как, на Ваш взгляд, могут изменяться области практического применения гештальт-подхода в обозримом будущем (через 20 лет)?

Обсуждение закрыто.